Дворцовый мост
Список достопримечательностей Северной столицы действительно впечатляет. Одними из самых знаковых являются Исаакий, храм Спаса-на-Крови и Петропавловская крепость. Панораму города дополняют разводные мосты, которые являются его визитной карточкой. Самый фотографируемый и живописный из них – Дворцовый мост, который имеет богатую историю и собирает сотни туристов и местных жителей во время разведения.
Планировалось, что достопримечательность займет место самого красивого моста во всем Питере, однако этим планам помешали многие события. Но несмотря на это, практически лишенный украшений и необычных архитектурных решений, мост является обязательным для посещения местом.
История наплавного Дворцового моста
Исторические факты гласят, что Петр I был категорически против возведения мостов и одной из задач ставил «приучение» народа к воде, вследствие чего переправиться через Неву можно было только на лодке. Одна из станций перевоза находилась около Зимнего дворца. Первая переправа в Питере появилась только спустя пару лет после смерти императора, это был понтонный Исаакиевский мост, который собирался по весне и использовался до замерзания Невы.
После того, как был построен Благовещенский мост, комитет Биржи ходатайствовал о переносе Исаакиевского понтонного места на место, где приходилось переправляться лодками к Зимнему Дворцу. Николай Первый ходатайство удовлетворил, и в декабре 1856 года был возведен разборной мост, получивший наименование Дворцового.
Возведение выполнялось в соответствии с проектом военного инженера Ивана Кондратьевича Герарда. Спустя 40 лет было принято решение о смещении всей конструкции более чем на 50 метров ниже по реке, поскольку с западной стороны у Зимнего дворца обустраивался сквер.
Возведение постоянного моста и его судьба
Постоянный мост возвести было необходимо еще в 80-х годах, однако средств на такое масштабное строительство в правительстве города тогда не было. По весне 1899 старые барки, находящиеся в обиходе уже более 40 лет, начали течь и затонули, вследствие чего стройка стала неизбежной, и было принято соответствующее решение.
Весной 1901 года проводился конкурс, по итогам которого все 27 работ и 13 эскизов были отвергнуты правительством. Только один проект удостоился положительной оценки – работа французских архитекторов из фирмы «Батиньоль», однако за свои услуги они захотели порядка 5 000 000 рублей. В ответ на такое требование комиссия отвергла проект и объявила о втором этапе конкурса, дополнив задание требованиями:
- Разводиться мост должен по центру, а ширина пролета должна быть не менее 42,67м.
- Сооружение должно быть красивым, чтобы не портить ансамбль близлежащих зданий.
- Езда по нововозведенному постоянному мосту должна осуществляться «по верху».
В начале 1911 года правительство приняло решение, что строительство будет осуществляться исключительно из российских материалов. Воплощать проект в жизнь доверили также только русским строителям и инженерам, а окончание работ было запланировано на середину ноября 1913 года.
Исходя из сложности проекта и того, что работы начались лишь в октябре 1911, работы в срок завершиться не могли, чему способствовало начало Первой Мировой и разрушение одной из опор наводнением. Работы по созданию инженерных конструкций закончились только к 23 декабря 1916 года, после чего прошла их проверка 34-мя грузовиками с грузом в практически 10 тонн в каждом. Оформление моста было не готово, но несмотря на это, конструкцию открыли. Мероприятие было скудным из-за войны и убийства Распутина за неделю до церемонии. Открытие не посетило ни августейшее семейство, ни городской глава.
Усилия архитекторов относительно гармонии постройки с окружающими ее зданиями оказались тщетными. Мост закрывает:
- биржевые строения;
- музей Зоологического института РАН;
- здание Главного Адмиралтейства;
- Антропологический и этнографический музей имени Петра Великого.
Предпосылками к этому стали низкие берега Невы, а также обязательное условие по проектированию большого пролета для судов.
В 1917 году мост получил название Республиканского, однако спустя 27 лет он сменил название обратно. Лишь в 39 году временные перила из древесины поменяли на чугунные с символикой СССР. Работы проводились под началом Крестовского и Носкова. В 1967 году произошел капитальный ремонт моста, а в 77 – его полная реконструкция. Последний раз обновление произошло в 2013 году, причем сооружение полностью не перекрывалось.
Сегодня Дворцовый мост – одна из достопримечательностей Питера, которую действительно стоит посмотреть. Часто тут организовываются торжественные мероприятия, а иногда крылья моста используют как экран во время показа кинофильмов.