Исаакиевский собор в Питере

Как только вы попадаете в исторический центр города, в глаза сразу бросится масштабное строение – Исаакиевский собор. Восхищение перед тем, что этот гигант был возведен руками человека, многократно усиливается при приближении к памятнику архитектуры. Собор имеет 101,5 метра в высоту и является самым масштабным сооружением во всей России.

Во всем мире он незначительно уступает лишь трем гигантам, расположенным во Флоренции, в Риме и Лондоне. Фотографии с ним расположены во всех печатных гидах по северной столице, поскольку собор является обязательным к посещению местом.

История памятника архитектуры

Воздвиг памятник архитектуры Огюст Монферран, а строительство собора продолжалось большую часть его жизни и продлилось 40 лет. Началась стройка в 1818 году и была окончена в 1858. Собор сегодня считается одним из главнейших символов Питера и его украшением.

Сначала на месте собора была воздвигнута церковь из дерева, расположенная на бывшей Чертежной на берегу р. Невы перед Адмиралтейскими доками. Повелел построить церковь Петр Первый, а имя ей было дано в честь покровителя государева – Исаакия Далматского. После того как в 1707 году были завершены все работы по строительству, церковь была освящена и стала действующей.

Спустя время деревянная церковь обзавелась каменным двойником в стиле барокко, возведенным по приказу Екатерины Первой. 1724 год ознаменовался масштабными работами по восстановлению обветшалого строения, а спустя три года священнослужители освятили церковь и ввели ее в эксплуатацию. А спустя еще девять лет в соборе состоялся сильный пожар, после которого понадобилось 10 лет на восстановление состояния церкви.

Однако ошибки в строительстве и несовершенная конструкция привели к тому, что даже после восстановления храм рушился с чудовищной скоростью. Учитывая недостатки предыдущей конструкции, за строительство новой церкви в 1746 году взялся Антонио Ринальди с повеления Екатерины Второй. Располагаться строение должно было на Адмиралтейском лугу. Храм был похож на предшественника, однако был в разы торжественнее и пышнее, а также отличался уравновешенными пропорциями. Строительство продолжалось больше полувека, а заканчивал его уже Винченцо Бренна по повелению Павла Первого, а в 1802 году собор был освящен.

На состоянии собора сказалась существенная экономия на стройматериалах и отсутствие должного количества средств, из-за чего разрушения были видны невооруженным взглядом и их было не остановить. Такое положение дел было неприемлемым для императора Александра Первого, а также совершенно не соответствовало статусу главного храма всей России.

После войны с Наполеоном в 1812 году начались работы по воздвижению нового собора. Работы были поручены Огюсту Монферрану. Проект будущей стройки создавался на основании тенденций строительства того часа. Аналогами Исаакия являлись именно те три собора, которые превосходят его по высоте.

Возведение собора

На тот момент стройка была просто потрясающей по своей масштабности и продолжительности. Работы начались с торжественной закладки собора в 1818 году, последующей разборки старого строения, установки свай и возведения фундамента. Далее 2 года понадобилось на то чтобы соорудить колоннады. Гранит для них рубили кусками под Выборгом от скалы, обтесывались куски гранита до нужного состояния прямо на месте, а доставлялись они в готовом виде на суднах по Неве. Всего было создано 48 колонн, имеющих в высоту 17 метров и с весом в 114 кг.

Стены и подкупольные пилоны строили 6 лет, затем еще 5 занимались возведением купола и его декорированием. В результате на свет появилось грандиозное строение 101,5м в высоту и общим весом в 300 тысяч тонн. Площадь внутри собора составляет 4 тысячи кв.м. Фасад состоит из плит мрамора 40-50см в толщину.

Храм после окончания строительства

Освящение собора происходило 30 мая 1858 года, на церемонии присутствовал Александр Второй, члены императорской семьи, а также множество почетных гостей. Тогдашние хроники говорят о том, что это было очень масштабное празднество государственного значения. Внешний вид Исаакия довершил архитектуру северной столицы и не отличался по величию и мощи от Петропавловской крепости.

Содержание такого здания требовало очень больших затрат средств, поэтому в 1871 году его передали Министерству внутренних дел. В 1931 же году советская власть решила наделить собор статусом музея и обеспечить его беспрепятственного посещение всеми желающими. Здесь начали проводиться экскурсии, на которых можно было ознакомиться с экспозицией храма.

Великая Отечественная война и блокада не обошла собор стороной – именно тут сохранились все самые ценные экспонаты, которые свозили сюда со всего города и области. По окончанию войны начались грандиозные работы по восстановлению собора. На колоннах западного портика в качестве памяти реставраторы сохранили повреждения от немецких снарядов.

Собор Исаакия Далматского как музей

В 1963 собор стал открыт для посещения всеми желающими, а его внутреннее и внешнее убранство поражали посетителей своим великолепием. К куполу храма прикреплен маятник Фуко, который отклонялся во время движения, что подтверждало вращение Земли. Внутри собора также стоит бюст зодчего Исаакия в исполнении скульптора Фолетти из тех же разновидностей мрамора, что применялись во время отделки собора.

В стенах собора можно узнать все о его зодчем, истории создания, а также приспособлениями, которые применялись в строительстве впервые. Флорентийские мозаики, росписи, скульптуры и декор поистине поражают воображение посетителей. С 1991 года тут проводят богослужения, а с начала 2017 года собор был отдан во владение РПЦ, однако продолжает свою работу в качестве музея и доступен к посещению. Однако сегодня неизвестно, как будет работать собор в дальнейшем и является ли решение властей относительно передачи окончательным.