Крейсер «Аврора»

Один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга – крейсер «Аврора», история которого насчитывает более сотни лет. «Аврора» уникальна тем, что является единственным дожившим до наших дней бронепалубным крейсером конца XIX – начала XX века. Сооружение входит в число 49-и суден-музеев во всем мире, среди которых насчитывается 8 русских.

Празднования в честь спуска на воду 3-х крейсеров типа «Диана» в Питере проводятся с 23 мая 1897 года. Судно представляет собой нечто среднее между быстрыми крейсерами, которые состояли на службе в разведывательных войсках, и океанскими райдерами, используемыми для захвата коммерческих суден на случай войны с Британией. В отличие от двух других кораблей того же типа, его испытания завершились лишь 18 сентября 1903 года, что на пару лет позже ввода в эксплуатацию его «сородичей».

Судно оснащено тремя паровыми машинами с тремя цилиндрами, что давало ему мощность в 11971 лошадиную силу. Это обеспечивало развитие скорости практически до 36 км в час. Вооружен корабль был восемью пушками «Канэ», названными по имени их разработчика – Гюстава Канэ.

История российского кораблестроения свидетельствует о том, что все три крейсера в итоге оказались не самыми надежными в боевом строю. Несогласованность обвода корпуса привела к тому, что скорость, заявленная в проектах, судном не достигалась, а орудий в составе восьми пушек было слишком мало для ведения боевых действий. Следствием стало то, что корабли типа «Диана» не стали ни быстрыми разведывательными судами, ни мощными океанскими райдерами. Кроме того, судна отличались резким и заметным моральным устареванием относительно сооружений, возведенных в соответствии со стандартами 1898 года.

С началом войны между Россией и Японией «Аврору» включили в состав 2й эскадры Тихого океана, и в первых числах октября 1904 года она отправилась покорять Дальневосточные воды. 14 мая 1905 года началась Цусимская морская битва в Корейском проливе. Командовал эскадрой на тот момент Зиновий Петрович Рождественский. «Аврора» же находилась в отряде крейсеров под началом контр-адмирала Оскара Адольфовича Энквиста и в начале боевых действий защищала транспортные суда от атак японских кораблей.

К вечеру множество кораблей пошли ко дну вследствие массированной атаки японских миноносцев, но несмотря на это целые группы и отдельные судна держались курса на Владивосток. Некоторые судна, в числе которых и «Аврора», не в силах были противостоять миноносцам, вследствие чего к утру вынуждены были занять курс на юг. Корейский пролив корабли покинули с большой нехваткой топлива и критичными повреждениями, из-за чего Энквист принял решение о необходимости зайти в порт на Филиппинских островах под наименованием Манила, где корабли до конца войны были принудительно задержаны властями Соединенных Штатов.

В крейсер попало более 20 снарядов, из-за чего погибло 24 человека и получили ранения еще 74. Судно пробыло на ремонте в порту Филиппин четыре месяца, после чего взяло курс на родные воды. С этого момента корабль был переведен в разряд учебных вплоть до 1914 года.

В августе 1914 года «Аврора» снова стала боевым кораблем в составе бригады старых судов, участвовавших в войне между Россией и Японией. Летом 1916 года корабль привлекался для защиты войск на суше, его задачей был обстрел германских позиций в Рижском заливе. Осенью судну пришлось встать на длительный ремонт в Петрограде, который закончился лишь в октябре 1917 года. Военный комитет потребовал схода «Авроры» на воду и вывода ее в фарватер реки Невы 25 октября, а во время взятия Зимнего дворца большевиками из ее орудия был совершен холостой выстрел.

Все орудия с «Авроры» сняли в ходе Гражданской войны, ими оснащались речные судна. Сам корабль отправился на долгосрочное хранение. В 1922 году корабль снова был признан как пригодный для обучения. До 1930 года моряки отправлялись на корабле в разные уголки мира, вследствие чего он совсем износился и был признан несамоходным судном, пригодным для военных учений. Отечественную войну крейсер провел в Ораниенбауме, где с него снова сняли все боевые орудия, сам корабль был сильно поврежден и сел на грунт, из-за чего его покинул экипаж.

В совете города Ленинграда было принято решение о необходимости восстановления корабля, и с 44 по 48 год производился его ремонт. В 1945 году на крейсере проходили съемки фильма «Варяг». Сегодня же судно относится к числу отделений военно-морского музея в Питере. Посетителям предлагают побывать в рубках судна, посмотреть на старинные механизмы, некогда приводившие корабль в движение. В экспозиции музея на корабле высветлен исторический путь «Авроры», а также людей, которые связали с ней свою судьбу.