Бронирование

«Медный всадник»

Этот памятник стойко ассоциируется с Северной столицей и стал одним из самых выдающихся символов Питера. Он посвящен Всероссийскому императору Петру Первому. Название памятника появилось благодаря А. С. Пушкину, написавшему известную одноименную поэму в 1833 году. Памятник является одним из красивейших и известен всему миру.

История создания «Медного всадника»

Возник шедевр на Сенатской площади благодаря Екатерине Второй, которая считала своим долгом увековечить великого реформатора, чьи идеи она переняла. Рекомендации относительно скульптора, который способен будет выполнить такую работу, императрица получила от Дидро и Вольтера, к которым за советом обратился Александр Голицын по указу Екатерины.

Рекомендован для работы был Этьен-Морис Фальконе, согласившийся создать памятник за 200 тысяч ливров. Договор о сотрудничестве подписали в начале сентября 1766 года. Согласно оговоренным условиям, помогать во время работы пятидесятилетнему Фальконе должна была 17-летняя Мари-Анн Колло.

Екатерина видела статую Петра Первого в облике величественного императора, держащего в руке жезл, что на те времена было очень популярно. Однако Фальконе считал, что монумент должен был быть совершенно иным – величественным и необычным, демонстрирующим потомкам великого человека, основавшего преображенную Россию.

По мнению скульптора и согласно его запискам, наибольшего почтения Петр заслуживал именно как созидатель и благодетель своего государства, хотя Фальконе и не отрицал величия императора в качестве полководца. Он видел Петра, поднимающегося на скалу, и простирающего над государством благотворительную десницу. Убедить в этом Екатерину скульптору было достаточно сложно.

Существенную часть времени заняла пластика движений коня – скульптор работал над созданием лошади 3 года. Чтобы добиться максимального реализма, Этьен соорудил специальный помост, угол наклона которого полностью соответствовал будущему пьедесталу памятника. На этот помост раз за разом поднимались всадники на лошадях, ставя их на дыбы, а задача скульптора заключалась в наблюдении и зарисовках, которые он делал десятками. Такой подход позволил Фальконе подобрать именно ту позицию и пластику, которая была бы наиболее аутентичной.

В феврале 1767 года там, где начинается Невский проспект, было возведено сооружение для отливки монумента. Через 13 лет модель была готова и на 14 дней открыта для просмотра. Мнения зрителей стали противоречивыми – кто-то одобрил памятник, а кому-то он решительно не понравился. Интересным фактом является то, что голова Петра Первого была создана Колло, а ее вариант понравился императрице настолько, что молодому скульптору были назначены пожизненные выплаты в 10 тысяч ливров.

Отдельного внимания стоит постамент памятника – гранитная скала, на которой размещен «Медный всадник». Ее нашли в районе Лахты, где, согласно народным поверьям, в скалу ударила молния и расколола ее, благодаря чему она стала называться «Гром-камень». Работы начались в середине осени 1768 года. Гранит сначала полностью выкопали, а потом отделили часть, которая должна была стать постаментом.

Укрепление дороги, помещение скалы на платформу из дерева и ожидание подходящего времени заняло больше года – лишь в середине ноября 1769 камень начали двигать к берегу Финского залива, откуда по воде будущий постамент отправили в Питер. На ходу гранит обтесывался и ему придавали необходимую форму. Сам процесс сильно заинтересовал петербуржцев, которые приезжали посмотреть на него, как на нечто диковинное. Установлен на положенное место на площади Сената постамент быль лишь 11 октября 1770 года.

Сама отливка скульптуры была очень сложной, из-за чего литейщики либо просили непомерные суммы за работу, либо вовсе не брались. Проблема заключалась в том, что скульптура была пустой внутри, а передняя часть памятника должна быть легче задней за счет менее толстых стенок. Именно утяжеленная задняя часть должна была придать монументу устойчивость. Чтобы выполнить работу, Фальконе пришлось учить литейное дело и заниматься литьем самостоятельно. Статуя получилась только со второго раза летом 1777 года, и еще один год заняли окончательные работы по чеканке.

Взаимоотношения между Екатериной и Этьеном к тому моменту испортились, поскольку императрице не понравилось затягивание сроков изготовления скульптуры. В 78 году скульптор покинул Россию, не дожидаясь церемонии открытия своего величайшего творения. После «Медного всадника» Фальконе больше не создал ни единой скульптуры.

Завершал труд Этьена Ю. М. Фельтен, благодаря которому пьедестал обрел известную ныне всему миру форму. Архитектор Ф. Г. Гордеев взял на себя создание скульптуры змеи, расположившейся под копытами лошади всадника. Императрица отдала приказ о гравировке надписи «Екатерина II Петру I» в знак своего почтения.

Открытие памятника Петру I

Торжественный день было решено приурочить к столетию восхождения императора на престол. Ожидалось прибытие Екатерины Второй по воде. Знак о снятии ограды с памятника императрица дала с балкона Сената, а вслед за этим гвардейские полки пошли парадом по набережной реки Невы.

На этом торжество не закончилось. Императрица приняла решение о:

  1. Помиловании всех приговоренных к казни, а также об освобождении узников, находившихся за решеткой более 10 лет за долги перед государством или частными компаниями.
  2. Выпуске серебряной медали, приуроченной открытию памятника, а также о создании трех таких же золотых медалей.
  3. Вручении серебряной и золотой медали Фальконе – распоряжение выполнил Голицын, прибывший для этого в Париж.

У основания монумента проходили как торжественные события, так и трагические во время восстания декабристов. Реставрация скульптуры была осуществлена ко дню 300летия Питера, а монумент и по сегодняшний день остается одной из главных достопримечательностей Северной столицы.