Монументы, посвященные М. И Кутузову и М. Б Барклаю-де-Толли
Обе скульптуры расположены в Питере на Невском проспекте и дополняют ансамбль Казанского собора. Величественные памятники расположены по оба крыла от колоннад, создающих полуокружность и обрамляющих площадь у входа в храм. Центром архитектурного ансамбля является фонтан, созданный в лучших традициях французской классики.
Эта композиция является данью памяти боевым действиям, происходившим в Европе и России. Казанский храм был создан по указанию Павла I и имеет интересную предысторию. Прежде на месте собора находилась церковь имени Рождества Богородицы, а главным достоянием церкви являлась Казанская икона Божьей Матери. Создание иконы датируется 1579 годом, когда землями правил Иван Грозный. Именно Павел I приказал перевезти сюда святыню, а затем отстроить вместо маленькой церквушки огромный храм.
Видение императора было таково, что новый собор должен иметь сходство с римским храмом Святого Петра. Нынешняя площадь перед святыней, составляющая с ней единое целое, строилась по примеру архитектурной композиции Ватиканского храма с полуциркульной колоннадой.
Был создан конкурс на строительство святыни, в результате которого дело доверили Андрею Никифоровичу Воронихину. Выполнение им сложной архитектурной работы по праву можно назвать блистательным. Соблюдение церковных канонов требовало строительства святыни с восточно-западной ориентацией. Площадь перед храмом создана полукружной колоннадой из двух крыльев. Статус кафедрального собора святыне был присвоен позже – в 1811 году во время правления Александра I, тогда же произошло ее освящение.
Статуи героям Отечественной войны были сооружены в результате триумфа Российской империи в сражении с наполеоновскими войсками в 1812 году. В то время наблюдался огромный рост патриотизма в обществе, и император велел увековечить Кутузова и Барклая-де-Толли в бронзе. Соответствующий указ был издан в 1827 году. Места будущих монументов были определены совместным трудом Огюста Монферрана и руководителя Художественной академии Алексеем Олениным.
Трудился над скульптурами Борис Иванович Орловский, приступивший к работе в 1830 году. Задача проектирования постаментов под будущие памятники была доверена архитектору также Борису Орлову совместно с Василием Петровичем Стасовым. Работы по обтесыванию камня поручены Самсону Ксенофонтовичу Суханову. Их итогом стали величественные гранитные постаменты, высота которых составляет по 3,5 метра. Монферраном было предложено сделать надписи на постаментах из бронзы, но Орловский был против такого варианта ввиду его непрактичности и решил, что их лучше высечь в камне.
Создание скульптур заняло 5 лет – в 1831-36 годах, еще год понадобился для их отливки, которую выполнил Василий Петрович Екимов. Монумент Барклая-де-Толли удалось создать только со второго раза, что увеличило время работы над проектом. Открытие памятников приурочили к 25-летию победы над наполеоновской Францией и сопроводили грандиозным праздником, а через несколько дней памятникам отдали воинские почести.
Празднество состоялось во времена правления Николая I в 1837 году. На торжестве побывала вся императорская семья, а также многие именитые особы. Однако создатель скульптур – Борис Орловский – не увидел торжества в честь труда всей своей жизни, поскольку смерть застигла его за восемь дней до этого. Ввиду высокой популярности монументов среди граждан пришлось обнести их чугунными оградами, что было сделано в начале 1839 года Константином Андреевичем Тоном. Со временем ограды заменили на тумбы с цепями.
Величественные полководцы изображены в полный рост, они созданы в своих воинских мундирах и облачены в плащи. Такое решение нетипично для того времени – скульптуры часто изображали людей в туниках или мантиях. Стоит отметить, что сначала моделями занимался Эдуард Лауниц, однако его труд не был оценен и принят, поскольку он не смог в полной мере выразить могущество полководцев.
Барклай-де-Толли занимает позу, выражающую глубокую задумчивость над сложностью военных действий, но одновременно отображающую его непоколебимую уверенность в победе над врагом. Под ногами полководца находится еще не поверженное наполеоновское знамя. Скульптура отображает человека, мужественно справившегося со всеми тяготами и невзгодами, обрушившимися на его отчизну, и вышедшего из войны победителем. Барклай-де-Толли возглавлял победоносный ход отечественной армии вплоть до самого Парижа.
Михаил Илларионович Кутузов изображен в своем торжестве над противником. Флаг врага полностью свергнут, в левой руке полководца находится жезл маршала, а в правой – шпага острием вниз, что означает, что война окончена, а француз изгнан из Российской империи. Обе скульптуры являются образцами реализма, поскольку Орловский добивался наибольшего сходства с героями.
Кутузов уходил на войну, помолившись перед иконой Божьей Матери в старой церкви на месте современного храма. Гибель настигла его через год после окончания войны, и местом его погребения стал именно Казанский собор после его строительства. С тех пор святыня имеет также статус военного мемориала.
Блокада Ленинграда и Великая Отечественная война не стали причиной снятия монументов с их постаментов. Они олицетворяли мужество отечественной армии и стойкость русского народа. Уходя на фронт, наши соотечественники и бойцы российской армии салютовали перед памятниками.
Два этих монумента являются составной частью архитектурного комплекса, в который входит храм на Невском проспекте и площадь перед ним, обрамленная колоннадой. Скульптуры представляют символ самоотверженности и чести русского народа, готового пойти на все, когда на родную землю приходит бедствие в виде войны. Безграничная любовь к Родине и готовность беззаветно ему служить стало девизом двух этих героев Отечественной войны.